История Центрального универсального магазина

У любимого день рождения! 70 — сила традиций.

Центральный универсальный магазин (ЦУМ) – старейшее торговое предприятие в Пензе. Свою историю ЦУМ начинает в 41-м и не на улице Кирова, где он расположен сейчас. Тогда он представлял собой двухэтажное здание, в котором располагались торговые отделы. Что покупали в те годы, как устраивали показы мод, и как складывался стиль главного магазина города?

Рождение стиля

Центральный, универсальный, первый в своем роде магазин в Пензе. 29 марта 1941 года решением Народного комиссариата торговли СССР был открыт Пензенский универмаг, «для показательной розничной торговли товарами улучшенного ассортимента по повышенным ценам». С этого момента и началась история легендарного ЦУМа, тесно связанная с историей города, с его прошлым.

ЦУМ История

Тогда универмаг располагался по адресу: ул. Московская, 80.

Естественно, и внешний вид ЦУМа был другой. Он представлял собой двухэтажное здание, торговой площадью 840 кв. м. Здесь рождалась советская пензенская торговля.

Все отделы универмага располагались на одном этаже. В штате насчитывалось 80 человек. Первым директором был К. Ф. Образцов. В универмаге были открыты цеха по производству швейных изделий, головных уборов, валяной обуви, игрушек.

ЦУМ История

По воспоминаниям старожилов ЦУМа, особого изобилия товаров не было. Однако, именно тогда начинают активно изучать покупательский спрос. Пензенские модницы получили возможность выглядеть не хуже столичных. Уже в то время магазин начал формировать свой уникальный стиль, который сохранился и до сих пор.

Рождение и становления универмага пришлись на годы Великой Отечественной войны. Отдельные виды товаров, а это хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обувь стали продавать по специальным талонам, которые выдавали рабочим и служащим на предприятиях.

Но уже в первые послевоенные годы в ЦУМе начался новый виток его истории. Так, в 1947 году был открыт первый филиал универмага в г. Кузнецке.

Мировая мода: от униформы до эры «New Look»

Удлиненные многослойные юбки, плечи «фонарики», белые блузки и пышные банты в полоску — одни европейские модницы в начале 40-х копировали стиль голливудских актрис, другие продолжали тенденцию 30-х — образ «девушки-подростка».

Но Вторая мировая война внесла свои «коррективы». Жесточайшая экономия на всем. В ряде стран Европы была введена система купонов, которая ограничивала приобретение не только одежды, но и еды.

В США в 1942 году выходит закон «L-85», согласно которому использование натуральных шерстяных и хлопчатобумажных тканей допускается только для нужд военного ведомства, а гражданским лицам рекомендовали использовать вискозу и ацетатный шелк. Вводятся особые законы, ограничивающие творческую свободу дизайнеров. Знаменитое «прет-а-порте» родилось именно в 40-х годах в Великобритании, когда модельеры, закройщики, портные были призваны на военную службу, и их обязали разрабатывать практичную одежду и экономить на тканях.

В моде — белые воротнички и манжеты, что было следствием экономии: шить блузки и рубашки было не из чего, а выглядеть аккуратно хотелось всегда. Минимализм во всем. Даже число пуговиц на костюмах сводилось к трем. Главной одеждой становится униформа. Господство цвета хаки, темно-серого и выходной — ткани в мелкий цветочек. Косметика в те годы была непростительной роскошью. Так, итальянки даже подкрашивали губы вином, а брови — жженым деревом.

Стиль времен Второй мировой войны называли «смешивай и подбирай»- оставшееся от прежних времен элементы гардероба с современными.

Огромный отпечаток внесла война на советскую моду, которой, по сути, в 40-е и не было. Женщины ограничивались белоснежно накрахмаленными воротничками и пилотками. Но уже в 1944 году заработал Московский дом моды, а в 45-м возобновил свою деятельность Ленинградский дом моделей.

Новая эра моды началась 12 февраля 1946 года. Кристиан Диор представил свою первую коллекцию женской одежды сезона весна-лето 1947. Позднее она стала именоваться как «новый образ».

Пышные юбки, подчеркнутая грудь, тонкая талия, а потом и туфли на тонких каблуках — «шпильки». Несмотря на критику, совсем скоро в элегантных платьях из коллекции Диор начали появляться даже королевские особы. В это время возрождается и европейская косметическая промышленность.

В послевоенные годы — годы восстановления — Центральный универмаг сохранял и укреплял позиции «главного магазина города».

В 1953-м году газета «Сталинское знамя» писала: «Большой коллектив крупнейшего в Пензе магазина, ежегодный оборот которого достигает несколько сот тысяч рублей, стремится достойно встретить и обслужить каждого посетителя».

ЦУМ История ЦУМ История

В универмаге действовали различные торговые секции: «Одежда», «Обувь», «Радиотовары». Новые модели демонстрировали на своеобразных показах. Платья, костюмы, детская одежда — все каждый покупатель мог увидеть «во всей красе» и тут же купить.

Каждый покупатель — главный покупатель. Таков принцип работы ЦУМа. В пензенском универмаге постепенно начала формироваться своеобразная школа воспитания будущих сотрудников. В газете «Пензенская правда» за 1994 год работник универмага Александр Викторович Филатов вспоминал о своем учителе Александре Семеновне Хромовой так: «Очень давно, когда Хромова служила в одном из гастрономов, она была возмущена открытым обманом покупателей. Ушла. Неправду в людях ненавидит открыто. Каждый год через душу свою, через опыт и жизнь пропускала десятки судеб: свыше 30 лет была самым главным универмаговским наставником».

«Прошли школу А. С. Хромовой — в будущем заслуженного работника торговли. Изучали каждого человека — так готовили кадры». Этот показатель был своеобразным пропуском для работы в лучшем магазине Пензы.

ЦУМ История ЦУМ История

Другая сотрудница универмага — Мария Владимировна Севостьянова — добавляла: «Строгая. Аккуратная. После первого учета, помню, собрала нас, всыпала по первое число, разложила всю технику дела по косточкам. Говорит: «Обслужить, мол, покупателя — это одно дело. Но главное — сохранить материальные ценности. Дисциплина у Семеновны железная».

ЦУМ История

50-е стали отправной точкой и для Василия Васильевича Даньшина. «Один из тех, кто усвоил уроки Хромовой накрепко и безоговорочно принял стиль ЦУМа. Василий Васильевич человек степенный, преемник Хромовой, педант и, как говорят американцы, «работоголик». Такие люди и создавали стиль Центрального универмага.

Так формировался стиль порядочного человека, порядочного магазина.

Песочные часы, шляпки «менингитки» и стиляги, или Как дотянуть до идеала Диора и одежда для любой женщины от Шанель.

Самый очаровательный и изящный. Таким называют стиль 50-х. Женщина того времени напоминала цветок — пышная юбка почти до щиколоток (под низ надевали многослойную нижнюю), высокие каблуки-шпильки, нейлоновые чулки со швом.

Новый силуэт песочных часов предъявлял особые требования к фигуре: тонкая талия, покатые плечи, пышный бюст, округлые бедра. Тело до стандарта «лепили» — утягивали талию, подкладывали вату в бюстгальтеры. Эталонами стиля и красоты были знаменитые актрисы: Любовь Орлова, Клара Лучко, Элизабет Тэйлор, Мэрилин Монро, Софи Лорен, Грейс Келли. Среди молодежи таким эталоном — трендсеттером на десятилетие стали Бриджит Бардо и — в СССР после «Карнавальной ночи» — Людмила Гурченко.

Макияж стал непременным, даже главным, элементом стиля женщины 50-х. Доходило даже до того, что тени для век подбирали под цвет сумочки. Прическу и цвет волос меняли так же часто, как и одежду и аксессуары. Но самыми модными оставалась блондинки. Изменились и прически, уступив место высоким пучкам на голове, которые назывались «Бабетта» по имени героини Бриджит Бардо в фильме «Бабетта идет на войну».

И, конечно же, украшения. Клипсы, декоративные броши, жемчужное ожерелье. Без них женщина не могла выйти из дома. Кстати, как и без шляпки. Обязательной была небольшая круглая, кокетливо сдвинутая на глаза, которая зимой заменялась на «менингитку» — маленькую шапочку, прикрывавшую только затылок. Огромную роль играли и другие аксессуары: шелковые платки и солнечные очки.

Модницы 50-х в обуви предпочитали остроносые туфли на высоком каблуке и «балетки», популярность к которым пришла благодаря Одри Хепберн и Бриджит Бардо.

В 50-е в западной моде появляется понятие «прет-а-порте» — альтернатива фабричной одежде. Пионером в этом бизнесе стал Пьер Карден. Моду «от кутюр» диктовал по-прежнему Диор. Искусственный идеал женской красоты вынуждал модниц носить корсеты, многочисленные юбки и платья, вес которых иногда доходил до 20 кг. Чтобы надеть платье от Диор, нужно было максимально утянуть талию, увеличить бюст с помощью подкладок. Знаменитая Шанель, например, ядовито комментировала: «Диор не одевает женщин, а набивает их». К тому же Кристиан Диор заставлял модниц переодеваться несколько раз в день, Шанель же придумала своеобразную униформу — костюмы на каждый день, которые подходили любой женщине. Они появились в 1955 году.

Переворот в советской моде сделали два события: фестиваль молодежи и студентов и приезд Кристиана Диора со своими моделями для показа. Но была и партийная мода, против которой протестовали стиляги. Брюки-дудочки, оригинальные прически, начесы, откровенные разрезы и яркость цветов. Так выглядели те, так не хотел быть как все.

Мешковатые платья и старомодные плечики — так одевались рядовые советские женщины. Кстати, только в 1953 отменяют запрет на декольте. В 50-е в буквальном смысле охотились на очень дорогие чулки-паутинки. На смену приталенному платью постепенно приходит прямое — знаменитое «маленькое черное платье».

Единственной советской актрисой, которую сфотографировал журнал «Вог» в те годы была Майя Плисецкая. До нее в знаменитом издании появлялись лишь русские эмигрантки.

По материалам книги Шарлотты Зелинг «Мода. Век модельеров»

Новый этап в истории Центрального универмага начался в 60-е годы. Рост населения Пензы диктовал необходимость в торговых предприятиях. Так, в 1961-м году было открыто новое здание на улице Кирова, 73. Площадь торгового зала увеличилась до 2275 кв. м.

Одна из старожилов универмага, Нина Ильинична Черабаева, заместитель директора по персоналу, вспоминала: «Когда ЦУМ переехал в новое современное здание, это стало событием для всех жителей города». (Газета «Пензенская правда», 2006).

ЦУМ История ЦУМ История

«Пензенская правда» в 1962 году писала: «Новый пензенский ЦУМ действительно красив и элегантен. Радуют глаз современные интерьеры, строгие в своей простоте, залитые светом люминесцентных ламп торговые залы».

Постепенно появляются и филиалы в Пензе — например, магазин «Буратино» (1968).

На 1 и 2 этажах Центрального универмага было свыше 30 секций: «Мужская одежда», «Женская одежда», «Трикотаж», «Обувь», «Галантерея», «Радиотовары». По воспоминаниям старожилов, руководство магазина всегда было в поиске разрешения проблемы дефицита товаров. За необходимым отправлялись в другие города, районы и области.

В павильонах магазина работало 180 продавцов. В основном коллектив был молодой. Продавцы — выпускницы техникума советской торговли, торгового училища, 20-25-летние девушки. Руководящий состав и товароведы — более старшего возраста. «Товары доставляются грузовыми лифтами. Универсам имеет свой радиоузел, АТС на 12 номеров. Каждый день в универмаге бывает до 30 тысяч покупателей». («Путеводитель», 1966 г.).

60-е годы принесли ЦУМу и первую высокую награду. Одному из первых магазинов области было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда».

Мини, хиппи и Твигги

В мире моды 60-х годов три события определили развитие культуры одежды всех последующих десятилетий.

Первое — впервые молодежь заявила о своем мире, о своем стиле, объявила о создании собственной культуры. Новое явление — молодежная мода, или «Бэби бумерс», которое зародилось еще в 50-е годы.

Настоящей революцией стало создание Мери Квант мини-юбки — самой скандальной одежды, символа эмансипации. Новый стиль, названный «стиль Лондон», очень быстро завоевал молодежь всего мира. Мэри Квант выдвинула свой знаменитый лозунг: «Хороший вкус — это смерть. Вульгарность — жизнь».

И третье — знаменитая модель Твигги (веточка), которая и стала воплощением нового стиля. Настоящее имя девушки Лесли Хорнби. Пышная стрижка, тоненькая угловатая фигура, огромные глаза с шикарными ресницами, инфантильное выражение лица. Для западных модниц Твигги стала эталоном женской красоты. В 1966 году Твигги, будет названа «лицом года» и войдет в историю моды как кумир 60-х и первая настоящая супермодель, которой поклонялись и подражали толпы поклонников. Стиль, предложенный Мэри Квант, также называли «стилем Лолиты».

Главными тенденциями моды 60-х — абстрактная геометрия, мини и супер-мини, абстрактные рисунки Эмилио Пуччи.

Кстати, в 60-е придумали и брюки-капри и женские шорты. В Европе их пропагандировала на личном примере Одри Хепберн, носившая капри с туфлями-лодочками, а в Новом Свете — Элизабет Тейлор, предпочитавшая их с высокой шпилькой.

В середине 60-х Ив Сен-Лоран впервые на подиуме облачил женщину в женский костюм.

Свободный стиль хиппи, этника, спорт и космос. Правилом моды шестидесятых было — нет никаких правил.

Но в конце 60-х настроение вновь изменилось. Молодежь стала искать не космический век, а романтическое прошлое. Расклешенные юбки, узкие шарфы, поля на шляпах и расклешенные от колена брюки — стиль новой женщины.

Новшества при неизменных традициях

В новое десятилетие «главный универмаг» города входил со своими традициями. Но на развитие ЦУМа во многом повлияла общая экономическая ситуация в стране. Дефицит — слово, которое характеризовало положение на рынке потребительских товаров.

Но при всех взлетах и падениях ЦУМ продолжал жить и развиваться. В начале 70-ых появились новые филиалы — «Электрон» и «Малыш» (1973).

ЦУМ История ЦУМ История

ЦУМ прочно вошел в экономическую и общественную жизнь города. Он стал ведущим предприятием торговли не только по масштабу площадей, прибыли, но и многообразию торговых секций.

Когда в 70-80-е годы в СССР стала применяться система торговли по образцам, потребительским комплексам с единым узлом расчета и самообслуживанием, пензенский ЦУМ одним из первых откликнулся на новшества. И в 1982-м году была введена новая форма торговли с единым узлом расчета. Далеко не все приняли ее однозначно.

«Пензенские вести» в 1992-м году писали: «Ведь можно было беззаботно работать с привычными, давно обкатанными формами, без карточек. Но они рискнули, вызвав на себя огонь критики и, в конечном итоге, доказав правильность своего выбора».

ЦУМ История ЦУМ История

И ЦУМ не прогадал. Такое нововведение облегчило жизнь и продавцам, и покупателям. Делая покупки, отныне они не платили после каждой в кассу, а спокойно продолжали выбирать следующий товар. Хотя многие покупатели, особенно вечно спешащие, были против такого рода новшества.

Такая форма обслуживания прижилась в ЦУМе. В первую очередь, благодаря коллективу. Особый такт, культура общения с покупателем — все это помогло доказать, что нововведений не стоит бояться. «Здесь царит спокойствие, доброжелательность, особая солидность». («Пензенские вести», 1992 г.).

Сочетание несочетаемого», или пестрые 70-е

Даже 60-е не могут соперничать со следующим десятилетием в мире моды по такому разнообразию стилей и направлений. Иногда 70-е называют «десятилетием безвкусицы», «дурного вкуса».

Классическая одежда, романтические платья в стиле барышни -крестьянки рядом с японскими мотивами, кожаными куртками и джинсами. Мини-юбка стала «до безобразия» короткой. Такое разнообразие было обусловлено и многочисленностью молодежных движений, направлений. Стиль панков, милитари, гэм-рока, диско. Каждый выбирал то, что ближе ему, или иногда что казалось более вызывающим, непохожим на уже известное.

У модниц в эти годы появилась и еще одна забота. Аэробика, фитнес. Здоровый образ жизни диктовал определенный стиль в одежде.

В 1972 году Карл Лагерфельд сделал для дома моды Cloe коллекцию в стиле «ар деко». Повседневной одеждой стали теннисные юбочки в комплекте со столь же спортивными блузками.

Поистине королевой моды стала водолазка. Она была главным предметом гардероба каждого человека. Пончо, платье-рубашка, брюки-клеш — тоже родом из 70-х. И конечно, шорты. В 1971-м они стали любимой одеждой американцев. В СССР они дошли только в конце 80-х.

Среди звезд в мире моды был Ив Сен-Лоран. Триумфом модельера стала знаменитая коллекция «Русские балеты и оперы» в 1976 году.

К мужскому классическому пиджаку прибавил джинсовые или кожаные брюки знаменитый итальянский дизайнер Джорджио Армани.

Прекрасные и ультрасовременые джинсовые модели и, конечно же, реклама — принесли американскому Дому Моды Кельвину Кляйну всемирную известность и признание.

Японская тематика на Западе. В 70е в мире моды зазвучало имя первого японского модельера в мире европейской моды — Кензо. Он первым создал платье свитер, рукава «летучая мышь». С его легкой руки национальная одежда кимоно отправилась по всему миру. Его называют и первооткрывателем диффузного стиля, когда смешивать разрешалось все, даже клетку с полоской.
В Советском Союзе по-прежнему одежду из Европы можно было достать «по блату». Модные в те годы джинсы можно было купить только с рук. Те, у кого не было денег на модные вещи, старались создать их сами, по журналам. На курсы кройки и шитья ходили с удовольствием.

Мини хоть и ругали, но все равно носили. Креплен, брюки-клеш и натуральные ткани. Причем в советских школах даже устраивали «Ситцевый бал», на который девочки должны были приходить в ситцевых платьях.

80-е. «Моя музыка — мой стиль»

То, что играло на танцполах, определяло и то, что носила молодежь 80-х. Именно в эти годы было важно одеваться так, чтобы окружающие сразу могли определить, какая музыка нравится именно тебе.

Среди вещей-символов 80-х можно назвать несколько. Конечно, это знаменитые потертые джинсы — варенки. Их носили те, кто придерживался стиля панк-гламур.

X-образный силуэт, модный в это время, пытались создать с помощью сочетания широких плеч и осиной талии.

Поклонники поп-музыки носили яркие лосины из эластичной ткани, кроссовки, спортивную одежду и боди.

Именно в 80-е черный цвет был на пике моды. (Рок и готическая музыка оказывали несомненное влияние).

Макияж, прическа и аксессуары еще больше подчеркивали принадлежность к тому или иному музыкальному течению. Длинные волосы с химической завивкой или ежик — что-то среднее — не для 80-х.

Макияж стал особенно агрессивным: чересчур яркие глаза, румяна, яркая помада, перламутровый лак.

Советская женщина, чтобы выглядеть привлекательно, надевала ситцевые платья, серое пальто, юбки ниже колен.

Если в Европе истинный стиль диктовали Ален Делон, Катрин Денев, Мирей Матье то в СССР — Алла Пугачева в необъятных балахонах, Валерий Леонтьев в узких брюках
Советская модница предпочитала яркие леггинсы, курточку до талии, короткую юбку. Обязательным аксессуаром был бант. Особое внимание — массивной бижутерии.
Молодые люди экспериментировали с прическами: длинная челка, «выщип». Но все, что носили должно было отвечать главному правилу 80-х: «Чем ярче, тем моднее»/
В 1987 году в советскую моду пришел Валентин Юдашкин, чьи коллекции принесли русской школе модельеров огромную славу.

«Наша ГАЛИНА»

Меняется все, но остается стиль и школа торговли. В 90-е пензенский универмаг не теряет своего лица, хотя сохранить его в те годы было сродни подвигу.

«В январе 1991 года ЦУМ переходит на новые экономические отношения с областным управлением торговли, заключив с ним договор аренды с правом выкупа» (Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001).

ЦУМ История ЦУМ История

Как писали «Пензенские вести» в 1992 году, «среди торговых центров и точек города Пензенский универмаг на особом месте. Недаром давно уже он получил название ЦУМа. Надо соответствовать!»

А соответствовать приходилось буквально во всем. Сумятица времени не задела самого главного — душу ЦУМа. «Войдите в универмаг, и вы сразу заметите: здесь никто не суетится, не нервничает, не толкает друг друга, не злится понапрасну». («Пензенские вести», 1992).

В 90-е ЦУМ остается по-прежнему самым посещаемым магазином в Пензе: за день проходят более 50 тысяч человек. В современных условиях универмаг успешно соперничает с компактными торгово-коммерческими структурами. В ЦУМе маркетинг стал развиваться за несколько лет до известных событий 90-х. Причем универмаг — единственный из пензенских торговых предприятий, который имел прямые связи с Болгарией, Венгрией, Польшей.

ЦУМ История ЦУМ История

В 90-е годы ЦУМ возглавила Галина Ивановна Дюжева. Будущий директор приехала в Пензу в 1956 году из Самары после окончания техникума советской торговли. Через 9 лет работы товароведом, Галина Ивановна стала заместителем директора магазина «Пенза». Потом пришла в универмаг на должность заместителя директора. В 1988 на собрании коллектива она была избрана директором.

Когда в марте 1993 года ЦУМ был преобразован в Закрытое акционерное общество и дело стало за названием, единогласно ему дали милое, женское имя «Галина». Торговый дом начал новый виток в своей истории.

Общая площадь универмага составляла 6,6 тысяч кв. м., в том числе торговая — 2,3 тысячи кв. м. На первом и втором этажах располагались торговые павильоны, третий, четвертый и подвальные помещения — склады и административные службы. Все товары сгруппированы по потребительскому спросу — «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для шитья и рукоделия», «Часы» и др.

Однако жизнь первого и главного магазина после приватизации не была гладкой. Но даже с конкурентами не боролись, а просто побеждали. Трудом.

Душа универмага чувствовалась во всем: от торговых рядов до внутренней жизни коллектива торгового дома. Здесь, даже в трудные 90-е удалось сохранить художественную самодеятельность. Знаменитый ансамбль «Улыбка» под руководством Фриды Исааковны Маляровой давал силы для творческой жизни «Галины».

Традиции и опыт. Какой еще магазин в Пензе может похвастаться тем, что его сотрудники не просто работают, а живут универмагом. В 90-е среди них такие мастера торговли, как Нина Ивановна Токарева, которая более четверти века возглавляла секцию грампластинок; заведующая секцией тканей — Мария Ивановна Чистякова; Татьяна Викторовна Заплитная, которая возглавляла секцию часов; и «главная» по парфюмерии — Зоя Афанасьевна Носова.

Чтобы покупатель ушел довольным и вернулся сюда еще — сотрудники и руководство магазина работали над каждой мелочью вплоть до того, что с дефицитом товаров боролись собственными силами. Нам сейчас странно это слышать, но в 90-е в Пензе трудно было найти обувной крем, а в ЦУМе он был практически всегда.

Торговый дом «Галина» учил выживать многие предприятия области, помогал им изучать рынок. В 1998 году универмаг налаживает связи со многими торговыми предприятиями России и стран СНГ. В это же время была проведена реконструкция второго этажа с полной заменой старого оборудования на новое для реализации швейных и трикотажных изделий, обуви и головных уборов.

Свою политику торговый дом строит в это время не только на реализации импортного товара, но и изыскивает возможности для местного, например, за счет открытия отдела «Комиссионные товары» и др. Торговые площади «Галины» были доступны арендаторам, что помогло расширить ассортимент продукции.

Но ведь покупателя нельзя притянуть только товаром. ЦУМ всегда располагал своей открытостью, ответственностью. Здесь не просто обслуживают людей, а служат им.

90-е. «Будь собой!»

«Моя одежда — это отражение моего внутреннего мира» — это известное сегодня выражение тогда, в 90-е, было новым и революционным.

Подход к моде меняется коренным образом: не себя совершенствуют под одежду, а одежду подбирают под себя. В это время популярной становиться профессия имиджмейкера — «создателя образа».

Интересно, что акцент и вовсе с одежды переносится на внешность человека. Загар или бледность, стройная фигура, отточенная в спортзалах, становятся главными элементами при создания своего индивидуального образа.

Джинсы, футболка, свободные брюки, удобная обувь — стиль унисекс пропагандируют многие европейские дома моды. Модное общество разделяется на несколько направлений. Одни носят дизайнерскую одежду от известных кутюрье, другие выбирают спорт, третьи — остаются верны старому.

Столицы моды к этому времени сформировали индивидуальный стиль, лицо. Если Милан, то свобода и элегантность одновременно; если Лондон, то эпатаж — сочетание улицы с историей; если Нью-Йорк, то минимализм.

Модно было одеваться от Prada и Gucci, Кельвин Кляйн и Донна Каран. Последние продемонстрировали миру, что такое стиль минимализма. Черный, бежевый, белый, однотонные ткани поиск выразительного кроя.

Родиной уличной мода являются США. Стиль гранж равен был антимоды.

90-е — время, когда модельеры обратились снова к натуральным тканям, но искусственным мехам. Движение «зеленых» подвигло модниц встать на защиту животных. Первым из модельеров, который откликнулся на эту проблему стал Москино.

Под влиянием фантастических фильмов и стиля панк рождается кибермода: одежда-трансформер была одинакова подходящей и для женщин, и для мужчин. Разве что размеры отличались.

С распадом Советского Союза людям открылась европейская и американская мода, но одеваться так, как за границей не было возможности. Общее настроение-сумятицы и непонимания, соединенное с радостью свободы, царило в новой стране и, естественно, отразилось на моде того времени.

Настал период «челноков, которые привозили долгожданную одежду, в которую стали одеваться все. «Варенки», которые, кстати, часто варили и сами, джинсовые рубашки и куртки, свитера из ангорки, яркие лосины, юбка-резинка, ботинки с опушкой были на «писке моды». Моду диктовали базары и рынки. Носили то, что привозили, а не то, что подходило.

Второе дыхание. Реконструкция и жизнь сегодня

В новый век ЦУМ вошел с колоссальным опытом, заработав себе громкое имя в сфере торговли. Но универмаг нуждался в обновлении, чтобы отвечать современным требованиям.

И вот 3 октября 2008 года состоялось открытие после реконструкции главного магазина города — ЦУМа. Два года пришлось потерпеть без универсального. Открытие обновленного ЦУМа доказало, почему этого стоило ждать.

Современный универмаг, площадью 17 292 кв. м., заставил снова равняться на него. В три раза больше прежнего, во много раз комфортнее, с атриумом и эскалаторной зоной, с дополнительными входами со стороны Центрального рынка.

ЦУМ История

Теперь ЦУМ — это 5-ти этажное здание, размеры которого позволяют разместить более 80 торговых точек. Здесь есть все, о чем и подумать раньше было нельзя. Одежда и обувь, бытовая техника и ювелирные украшения, подарки, цветы. Также многие уже полюбившиеся пензенцам бренды были впервые представлены в нашем городе именно ЦУМом: «М-Видео», «Белый ветер цифровой», «Стиль-парк», «Пан Чемодан», «Лас-Книгас», «O’STIN», «Интек», «Эстет», «Slava Zaitsev», «Элегант».

ЦУМ История ЦУМ История

Но реконструкция, которая преобразила старый добрый ЦУМ и превратила его в новое архитектурное украшение города, не затронула самое главное — атмосферу магазина. Она осталась той, которая была и в 40-е, и 60-е и 90-е. ЦУМ сохранил свой образ порядочного универмага, открытого для всех и работающего для каждого.

В 2011 г. — любимый и народный универмаг отмечает свой юбилей. ЦУМу — 70! По человеческим меркам это возраст пожилого человека. ЦУМ прошел не одно десятилетие, сформировал свой стиль, свое лицо, пережил взлеты и падения, несмотря на все это, сохранил свои традиции и остался молодым — самым главным магазином Пензы.

В настоящий момент дети, студенты и взрослые могут подобрать себе стильные и практичные вещи. Для этого в торговом центре ЦУМ есть более 88 магазинов: одежда, обувь, электроника, парфюмерия и много другое.

XXI век. Все стили 20- го века: гости и хозяева.

Кажется, или это уже было? Так и есть. Мода 21-го века объединила в себе все направления и стили предыдущих лет, где-то преобразив их, а где-то и оставив без изменения.

Полная свобода во всем, но есть одно «но». Имидж не должен превратиться в образец кича. Мужское, женское — одежда перенимает для себя элементы, аксессуары, а иногда и предметы гардероба.

Влияние стилей, которые послужили модной индустрии в предыдущие годы, сказывается буквально во всем. Одно только вечерние платье может быть и из 20-х — облегающее стрейчевое, и из 50-х — низ с кулиской, и из 60-х — короткие с отделкой кантом.

Юбка для женщин — по колено, такая длина называется «длина Шанель», для девушек — мини. Этот предмет гардероба претерпевает необычные эксперименты: юбка0баллон, карандаш или в буквальном смысле собранная из кусочков ткани.

Место костюма занимает комплект (предметы могут быть не из одинаковой ткани, но сочетаться по цвету). Классический брючный костюм все же сохраняет свои позиции, но теряет облик строгости. Он становится более естественным, комфортным.

Но все же 21 век не только заимствует, но и создает. Детали, яркие акценты и новый покрой придают моде этого десятилетия неповторимый колорит. Пальто теперь может быть короче юбки, смелые разрезы и глубокие декольте, которые разве что неприемлемы в деловой одежде, трансформирующиеся свитера-платья-туники, майки с аппликациями.

Мех возвращает свои утраченные позиции. Причем меховыми могут быть и платья, и жакеты. Шкурки красят, норка имитирует зебру, леопарда.

Современный спортивный стиль то же несколько отличается: майки с набивным рисунком, блузоны и куртки с капюшоном, прозрачные футболки, застежки и молнии. Такая одежда одновременно актуальна и в спортзале, и в клубе.

Впервые за всю историю модной индустрии российская, или русская мода не отстает от европейской, а наши модницы могут позволить себе платья от Диор и Гуччи, или хотя бы сшить себе по их образу и подобию.

Среди известных дизайнеров в России имена Валентина Юдашкина, Вячеслава Зайцева, Анны Бродской и других.