Ежедневно с 9:00 до 21:00

История Центрального
универсального магазина

Центральный универсальный магазин (ЦУМ) — старейшее торговое предприятие в Пензе. Постоянно обновляясь и совершенствуясь, ЦУМ сохраняет свою универсальность и индивидуальность для всей семьи.

  • 1940-е
  • 1950-е
  • 1960-е
  • 1970-80-е
  • 1990-е
  • XXI век
1940-е

Центральный, универсальный, первый в своем роде магазин в Пензе. 29 марта 1941 года решением Народного комиссариата торговли СССР был открыт Пензенский универмаг, «для показательной розничной торговли товарами улучшенного ассортимента по повышенным ценам». С этого момента и началась история легендарного ЦУМа, тесно связанная с историей города.

Тогда универмаг располагался по адресу: ул. Московская, 80.

Естественно, и внешний вид ЦУМа был другой. Он представлял собой двухэтажное здание, торговой площадью 840 кв. м. Здесь рождалась советская пензенская торговля.

В штате насчитывалось 80 человек. Первым директором был К. Ф. Образцов. В универмаге были открыты цеха по производству швейных изделий, головных уборов, валяной обуви, игрушек.

По воспоминаниям старожилов ЦУМа, особого изобилия товаров не было. Однако, именно тогда начинают активно изучать покупательский спрос. Пензенские модницы получили возможность выглядеть не хуже столичных. Уже в то время магазин начал формировать свой уникальный стиль, который сохранился и до сих пор.

Рождение и становления универмага пришлись на годы Великой Отечественной войны. Но уже в первые послевоенные годы в ЦУМе начался новый виток его истории. Так, в 1947 году был открыт первый филиал универмага в г. Кузнецке.

1950-е

В послевоенные годы — годы восстановления — Центральный универмаг сохранял и укреплял позиции «главного магазина города».

В 1953-м году газета «Сталинское знамя» писала: «Большой коллектив крупнейшего в Пензе магазина, ежегодный оборот которого достигает несколько сот тысяч рублей, стремится достойно встретить и обслужить каждого посетителя».

  

В универмаге действовали различные торговые секции: «Одежда», «Обувь», «Радиотовары». Новые модели демонстрировали на своеобразных показах. Платья, костюмы, детская одежда — все каждый покупатель мог увидеть «во всей красе» и тут же купить.

Каждый покупатель — главный покупатель. Таков принцип работы ЦУМа. В пензенском универмаге постепенно начала формироваться своеобразная школа воспитания будущих сотрудников. В газете «Пензенская правда» за 1994 год работник универмага Александр Викторович Филатов вспоминал о своем учителе Александре Семеновне Хромовой так: «Очень давно, когда Хромова служила в одном из гастрономов, она была возмущена открытым обманом покупателей. Ушла. Неправду в людях ненавидит открыто. Каждый год через душу свою, через опыт и жизнь пропускала десятки судеб: свыше 30 лет была самым главным универмаговским наставником».

«Прошли школу А. С. Хромовой — в будущем заслуженного работника торговли. Изучали каждого человека — так готовили кадры». Этот показатель был своеобразным пропуском для работы в лучшем магазине Пензы.

  

Другая сотрудница универмага — Мария Владимировна Севостьянова — добавляла: «Строгая. Аккуратная. После первого учета, помню, собрала нас, всыпала по первое число, разложила всю технику дела по косточкам. Говорит: «Обслужить, мол, покупателя — это одно дело. Но главное — сохранить материальные ценности. Дисциплина у Семеновны железная».

50-е стали отправной точкой и для Василия Васильевича Даньшина. «Один из тех, кто усвоил уроки Хромовой накрепко и безоговорочно принял стиль ЦУМа. Василий Васильевич человек степенный, преемник Хромовой, педант и, как говорят американцы, «работоголик». Такие люди и создавали стиль Центрального универмага.

1960-е

Новый этап в истории Центрального универмага начался в 60-е годы. Рост населения Пензы диктовал необходимость в торговых предприятиях. Так, в 1961-м году было открыто новое здание на улице Кирова, 73. Площадь торгового зала увеличилась до 2275 кв.м.

Одна из старожилов универмага, Нина Ильинична Черабаева, заместитель директора по персоналу, вспоминала: «Когда ЦУМ переехал в новое современное здание, это стало событием для всех жителей города». (Газета «Пензенская правда», 2006).

  

«Пензенская правда» в 1962 году писала: «Новый пензенский ЦУМ действительно красив и элегантен. Радуют глаз современные интерьеры, строгие в своей простоте, залитые светом люминесцентных ламп торговые залы».

На 1 и 2 этажах Центрального универмага было свыше 30 секций: «Мужская одежда», «Женская одежда», «Трикотаж», «Обувь», «Галантерея», «Радиотовары». По воспоминаниям старожилов, руководство магазина всегда было в поиске разрешения проблемы дефицита товаров. За необходимым отправлялись в другие города, районы и области.

В павильонах магазина работало 180 продавцов. В основном коллектив был молодой. Продавцы — выпускницы техникума советской торговли, торгового училища, 20-25-летние девушки. Руководящий состав и товароведы — более старшего возраста. «Товары доставляются грузовыми лифтами. Универсам имеет свой радиоузел, АТС на 12 номеров. Каждый день в универмаге бывает до 30 тысяч покупателей». («Путеводитель», 1966 г.).

60-е годы принесли ЦУМу и первую высокую награду. Одному из первых магазинов области было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда».

1970-80-е

В новое десятилетие «главный универмаг» города входил со своими традициями. Но на развитие ЦУМа во многом повлияла общая экономическая ситуация в стране. Дефицит — слово, которое характеризовало положение на рынке потребительских товаров.

Но при всех взлетах и падениях ЦУМ продолжал жить и развиваться.

  

ЦУМ прочно вошел в экономическую и общественную жизнь города. Он стал ведущим предприятием торговли не только по масштабу площадей, прибыли, но и многообразию торговых секций.

Когда в 70-80-е годы в СССР стала применяться система торговли по образцам, потребительским комплексам с единым узлом расчета и самообслуживанием, пензенский ЦУМ одним из первых откликнулся на новшества. И в 1982-м году была введена новая форма торговли с единым узлом расчета. Далеко не все приняли ее однозначно.

«Пензенские вести» в 1992-м году писали: «Ведь можно было беззаботно работать с привычными, давно обкатанными формами, без карточек. Но они рискнули, вызвав на себя огонь критики и, в конечном итоге, доказав правильность своего выбора».

  

И ЦУМ не прогадал. Такое нововведение облегчило жизнь и продавцам, и покупателям. Делая покупки, отныне они не платили после каждой в кассу, а спокойно продолжали выбирать следующий товар. Хотя многие покупатели, особенно вечно спешащие, были против такого рода новшества.
Такая форма обслуживания прижилась в ЦУМе. В первую очередь, благодаря коллективу. Особый такт, культура общения с покупателем — все это помогло доказать, что нововведений не стоит бояться. «Здесь царит спокойствие, доброжелательность, особая солидность». («Пензенские вести», 1992 г.).

1990-е

«Наша ГАЛИНА»

Меняется все, но остается стиль и школа торговли. В 90-е пензенский универмаг не теряет своего лица, хотя сохранить его в те годы было сродни подвигу.

«В январе 1991 года ЦУМ переходит на новые экономические отношения с областным управлением торговли, заключив с ним договор аренды с правом выкупа» (Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001).

Как писали «Пензенские вести» в 1992 году, «среди торговых центров и точек города Пензенский универмаг на особом месте. Недаром давно уже он получил название ЦУМа. Надо соответствовать!».

А соответствовать приходилось буквально во всем. Сумятица времени не задела самого главного — душу ЦУМа. «Войдите в универмаг, и вы сразу заметите: здесь никто не суетится, не нервничает, не толкает друг друга, не злится понапрасну». («Пензенские вести», 1992).

В 90-е ЦУМ остается по-прежнему самым посещаемым магазином в Пензе: за день проходят более 50 тысяч человек. В современных условиях универмаг успешно соперничает с компактными торгово-коммерческими структурами. В ЦУМе маркетинг стал развиваться за несколько лет до известных событий 90-х. Причем универмаг — единственный из пензенских торговых предприятий, который имел прямые связи с Болгарией, Венгрией, Польшей.

  

В 90-е годы ЦУМ возглавила Галина Ивановна Дюжева. Будущий директор приехала в Пензу в 1956 году из Самары после окончания техникума советской торговли. Через 9 лет работы товароведом, Галина Ивановна стала заместителем директора магазина «Пенза». Потом пришла в универмаг на должность заместителя директора. В 1988 на собрании коллектива она была избрана директором.

Когда в марте 1993 года ЦУМ был преобразован в Закрытое акционерное общество и дело стало за названием, единогласно ему дали милое, женское имя «Галина». Торговый дом начал новый виток в своей истории.

Общая площадь универмага составляла 6,6 тысяч кв. м., в том числе торговая — 2,3 тысячи кв. м. На первом и втором этажах располагались торговые павильоны, третий, четвертый и подвальные помещения — склады и административные службы. Все товары сгруппированы по потребительскому спросу — «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для шитья и рукоделия», «Часы» и др.

Однако жизнь первого и главного магазина после приватизации не была гладкой. Но даже с конкурентами не боролись, а просто побеждали. Трудом.
Душа универмага чувствовалась во всем: от торговых рядов до внутренней жизни коллектива торгового дома. Здесь, даже в трудные 90-е удалось сохранить художественную самодеятельность. Знаменитый ансамбль «Улыбка» под руководством Фриды Исааковны Маляровой давал силы для творческой жизни «Галины».

Традиции и опыт. Какой еще магазин в Пензе может похвастаться тем, что его сотрудники не просто работают, а живут универмагом. В 90-е среди них такие мастера торговли, как Нина Ивановна Токарева, которая более четверти века возглавляла секцию грампластинок; заведующая секцией тканей — Мария Ивановна Чистякова; Татьяна Викторовна Заплитная, которая возглавляла секцию часов; и «главная» по парфюмерии — Зоя Афанасьевна Носова.
Чтобы покупатель ушел довольным и вернулся сюда еще — сотрудники и руководство магазина работали над каждой мелочью вплоть до того, что с дефицитом товаров боролись собственными силами. Нам сейчас странно это слышать, но в 90-е в Пензе трудно было найти обувной крем, а в ЦУМе он был практически всегда.

Торговый дом «Галина» учил выживать многие предприятия области, помогал им изучать рынок. В 1998 году универмаг налаживает связи со многими торговыми предприятиями России и стран СНГ. В это же время была проведена реконструкция второго этажа с полной заменой старого оборудования на новое для реализации швейных и трикотажных изделий, обуви и головных уборов.

Свою политику торговый дом строит в это время не только на реализации импортного товара, но и изыскивает возможности для местного, например, за счет открытия отдела «Комиссионные товары» и др. Торговые площади «Галины» были доступны арендаторам, что помогло расширить ассортимент продукции.

Но ведь покупателя нельзя притянуть только товаром. ЦУМ всегда располагал своей открытостью, ответственностью. Здесь не просто обслуживают людей, а служат им.

XXI век

Второе дыхание. Реконструкция.

В новый век ЦУМ вошел с колоссальным опытом, заработав себе громкое имя в сфере торговли. Но универмаг нуждался в обновлении, чтобы отвечать современным требованиям.

И вот 3 октября 2008 года состоялось открытие после реконструкции главного магазина города — ЦУМа. Два года пришлось потерпеть без универсального. Открытие обновленного ЦУМа доказало, почему этого стоило ждать.

Современный универмаг, площадью 17 292 кв. м., заставил снова равняться на него. В три раза больше прежнего, во много раз комфортнее, с дополнительными входами со стороны Центрального рынка, с атриумом и эскалаторной зоной.

Теперь ЦУМ — это 5-ти этажное здание, размеры которого позволяют разместить более 80 торговых точек. Здесь есть все, о чем и подумать раньше было нельзя. Одежда и обувь, бытовая техника и ювелирные украшения, подарки, цветы. Также многие уже полюбившиеся пензенцам бренды были впервые представлены в нашем городе именно ЦУМом: «М-Видео», «Белый ветер цифровой», «Стиль-парк», «Пан Чемодан», «Лас-Книгас», «O’STIN», «Интек», «Эстет», «Slava Zaitsev», «Элегант».

  

Но реконструкция, которая преобразила старый добрый ЦУМ и превратила его в новое архитектурное украшение города, не затронула самое главное — атмосферу магазина. Она осталась той, которая была и в 40-е, и 60-е и 90-е. ЦУМ сохранил свой образ порядочного универмага, открытого для всех и работающего для каждого.